в н у т р е н н я я
х и п п о н и я

(Проект Освобождения Поэзии,
или Записки из Заголовья)

вначале было слово
потом было х . . . .

(В. Крестова)

I. Сестра моя...

Сестра моя поэзия, что же они с тобой сделали! Еще недавно блистала ты во дворцах, а великий Шелли провозгласил: "Поэты правят миром!" И так было, было - но что теперь, бедная моя Золушка? Ты снова спустилась на землю, и там тебя запрягли служить - о, кому только ты не служила, от бакалейщика до кардинала! А теперь эта, новая, самая злая твоя мачеха - эта Реклама. И все они, все рядили тебя в лохмотья, в свои спецодежды и белые венчики из пластиковых роз, и все они наживались на твоей красоте.

Но я вижу тебя, сестра моя, я помню твою красоту. Да только ли я? Вот человек говорит про что-то, что сразу вместе: "в одном флаконе". Помнит ли он, что там было - шампунь "Подмылся и ушел" (Wash & Go), или просто лосьон "Огуречный"? Он не помнит названий, но помнит - "в одном флаконе"! Он может "почувствовать разницу", и "открыв для себя", "даже в маленьком кусочке" найдет он "лесной орех", да не просто простой, "а очень простой". Все это ты, сестрица моя - пробивается красота твоя сквозь лохмотья чужих имен.

Ибо о! - так непрочны, невечны все имена всех хозяев твоих, болтаются на одеждах твоих, как бирки на чемоданах аэропорта. Вот оторвалась бирка - но разве цену свою потерял чемодан, если в нем алмазы? Так же сверкают, а может и лучше даже - никто их не прячет под полу, имя свое не выцарапывает на красоте. Или цветы - если красивы, так и без названий красивы, и без имени их владельца, верно?

Вот я иду по метро и читаю рекламы, и говорю им - видите, как непрочны бирочки ваши, вот я порву их, да и свои подвязки навешу:


БОЛЬ БЫВАЕТ РАЗНОЙ, ЛЕКАРСТВО ОДНО      -   ТОПОРЫ "РАСКОЛЬНИКОФФ"

ТЕПЛЫЙ ПОЛ ДЛЯ ПРАКТИЧНЫХ ЛЮДЕЙ         -   ЖЕНЩИНА "РУССКАЯ"

ТЫ ВСЕГДА ДУМАЕШЬ О НАС!                -   ДЕНЬГИ БОЛЬШИЕ

ШЕЙХИ БУДУТ ВАМ ЗАВИДОВАТЬ!!!           -   МУРМАНСКИЙ СНЕГ ОПТОМ

Выбери СВОЮ стенку                      -   БЮРО РАЗБОРОК

ИДЕАЛЬНАЯ ФИГУРА ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ     -   КОНЬ В ПАЛЬТО

ВСЕ ЛУЧШЕЕ В БРАЗИЛИИ НАЗЫВАЕТСЯ        -   ДИКИЕ ОБЕЗЬЯНЫ

КНИГА, КОТОРУЮ ЖДАЛИ                    -   ОТВЕТНЫЙ УДАР ИИСУСА 
   
МАСТЕРУ - ПО РУКЕ!                      -   ТАНЦОРУ - ПО ШАРАМ!

А в иных и не надо много, чтоб заметить непрочные бирки, чтобы выявить самый смысл их - будто кто специально создает их для меня. То ли их на другом языке прочитаю, с другим ударением, жестом, то ли просто подумаю дольше, да представлю неадекватно:


НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ EBEL

       ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА SERLA

                  УДОБРЕНИЕ "Новая Земля"
 
                              Паштет "БАБУШКА"

                                        Обучение сетям ЛАНИТ
                                                     
                                                            КОФЕ MOCHA
                                                

              Pukala
              изысканная неповторимость

 
              СДЕЛАЙ огонек
                     САМ    
                    

Ну конечно же, это игра, и пародия, и сатира - ты ведь не обижаешься, милая сестра моя, верно? - ты и сама любишь так пошутить на маскарадах. Но я иду еще дальше по этому лесу - и тоньше слух мой, меньше искусственных насаждений, вот и не хочется больше язвить-переделывать, а интересней - просто увидеть тебя за лохмотьями; бирки непрочные сами слетают, если верно увидишь, и остается...

II. Если взглянуть на японские...

А остается - вот что. Если взглянуть на японские танки - как я уже писала в "Искусстве Танка", многие состоят из двух неодинаковых половинок (пять строчек, делится как 2 и 3). Половинка - образ, и половинка - чувство. Вместе: особый язык для передачи чувств - образами.


                 На осеннем поле
                 гнутся колосья риса,
                 в одну сторону гнутся
                   К тебе лишь вся моя дума,
                   а ты ко мне безучастен.
 
                                      (из "Манъесю")

Позже, когда они наигрались в соединение половинок - поняли: можно оставить лишь образ; если он будет сильным, чувство само резонирует, без объяснений.


                 На осеннем поле
                 гнутся колосья риса,
                 в одну сторону гнутся...


Так от Басе и дальше - хайку, неразжеванные картинки, как недописанные танки, как - а вот и приплыли! - как тот чемодан без бирки, без имени - горсть алмазов, это ты, сестра моя!

Так и у нас теперь - тоже! Образы - пары-тройки строчек, лаконичны и ярки - зачем им бирки? Нас заставляют запомнить дурацкие эти названия через картинки - ха-ха! - так нас уже не надуешь, мы видим! Нам дорога лишь сестрица наша красавица, а не фальшивый пластик, в который ее обрядили. Так и запомним, и сохраним только лик ее, а не адреса домов ее мачех. Освободим сестрицу нашу - поэзию! Вот тебе, например:


                   Богатый край
                   Счастливые дети
                   Спокойная жизнь

Чувствуешь чувство? Сразу тепло, спокойно - лишь настоящая хайку может так сделать! А вот и сама танка, в редакции ZHURNAL.RU на стене висит вместе с портретом урода, якобы автора:


                   Богатый край
                   Счастливые дети
                   Спокойная жизнь
                     "Кубань - всесоюзная
                     житница."


                                    (Л.И. Брежнев)

Видишь? - лишь выкинуть лишнее, оторвать ненужные бирки - засияло! Ибо для знания прибавляем, для мудрости убавляем - так говорил Лао Цзы. Важно, однако, правильно выбрать, где обрезать: "Каждому Кесарю - свое сечение!" - так отвечал Христос:

           
                  нами оставляются
                  от старого мира
                  только папиросы

Можно быть и более щепетильным - не обязательно ведь с корнем выдергивать лишнее, достаточно написать это ниже, маленьким шрифтом в скобочках - дескать, а хоть и посмотрите, нам-то! Главное - подчеркнуть картинку, чтобы она зацепила первой. (Очень смешно говорить об этом, но именно так делают зачастую сами рекламщики - сами дают нам в руки и барабан и флаг!)


                  НАМИ ОСТАВЛЯЮТСЯ
                  от старого мира
                  только папиросы
                  ИРА
                  НИГДЕ кроме как в МОССЕЛЬПРОМЕ

                                 (рекламный плакат В.Маяковского)

Почему представитель другой культуры не всегда понимает хайку? - слишком коротко, без объяснениий, слишком много опоры на внутрикультурные ассоциации не измеримой аршином державы:



                Умный малыш пришел на кухню
                и один заменил 10 приборов...

                                    (из рекламы АЭРОГРИЛЯ)  

Тут не врубится американец, и француз-пижон только фыркнет, а вот русский - любой про себя добавит: "долго смеялась счастливая мать" или "больше в деревне никто не живет" - и пойдет себе дальше, загадочно улыбаясь. Недосказанность, и умение передать ощущение, не называя явно - в этом вся ты, моя Хиппония:

                    
                    Плавный переход
                    от дневного света к ночной   
                    тьме, полумрак.

                                  (кроссворд газеты "Странник")           


                    удивительное - рядом:
                    ВСЕ, что вы прячете
                    в своих задницах

                                  (заголовок в газете "Я молодой")      

            
                    Какой десерт
                    Вы предложили бы
                    гостям с бананами?

                                 (тест для персонала "Патио-Пицца")

А вот и еще, об авторах. Помнишь? - настоящий дзен-будденовский автор, как правило, анонимный: ибо знает он, что не сам творит, но некое Невыразимое Нечто водит рукой его. Снова глянем на наших баранов, дальше метро и ходить не надо:


                      ЛЮБИТЕ РУСЬ!
                      товар сертифицирован 

                                   (реклама водки) 

Представь - какой-нибудь там Вишневский удавился бы за такую поэму, в книгах-журналах ее пропечатал бы и всячески славился, как классик Великого Пост-Совка. Или Пелевин - в рассказ бы вставил, сразу "Букера" подавайте! А щиток рекламный - кто автор? - лишь мусорный ветер знал имя его... Настоящий буддист, одно слово! Но мы слышали слово твое, брат!


                      Крокус Крупской
                      Белочка Крупской  
                      Реверанс Крупской

                                  (ценники в конфетном отделе)


                      Один парашют в руки
                      Таежный аэродром
                      Подушка с бревном

                                  (темы статей на обложке "Медведя")

Здесь опять старинное средство - сопоставление, один из козырей хайку. По отдельности - обычные вещи, но оказались рядом, как улитка и Фудзи - и проскочила искорка, показала ножку из-под уборщицкой робы сестра-поэзия.


                      Губная помада
                      из дохлых собак?
                      Егор Летов...

                                  (на обложке "Пчелы")

Может, я что-то забыла? "Природное слово" в хайку? - так посмотри, почти во всех примерах оно есть! А как без него, как иначе цеплять чувства обычного человека, как заронить впечатление, дать ниже пояса - по первобытному? Природа - самая богатая кладовая таких картинок.

          

                  МОРОЗ
                  создай движение

                                        (реклама водки)  


                  Тебе обязательно повезет
                  В Новый год на Снежной
                  Королеве

                      ("Эльдорадио", новог. розыгрыш автомобиля Volvo)            

Может, какой дотошный еще скажет - а где же эффекты двойного прочтения, "вертящиеся слова", разные там "какэ-котоба"? Где та тонкость, понятная лишь знатоку, в ваших надписях на вагоне? Да есть и это, пожалуйте:


                    теплое отапливаемое помещение
                    дополни - 
                    тельные услуги

                                   (из рекламы гостиницы для собак)


                    ХЕРЛИ
                    ВСТРЕТИЛИ 
                    ПО ОДЕЖКЕ

                           ("Я САМА", заголовок статьи о Лиз Херли)

Нет у нас иероглифов - минус. Тут уж мы действительно отличились - но с другой стороны, если хочется визуальных эффектов, авангардного такого минимализма, это можно и в наших буквицах сделать, не сдается сестра моя:


                       
                         ООО КОБРА 



III. Тому, кто видит...

Так, сестрица! - тому, кто видит, не страшна уже скука справочников, пестрота рекламных буклетов! Я нашла мир новый и странный, через лес прошла, как Алиса - и попала в новый лес, вроде тот же, но с другой стороны стекла. Сколько скрытой, тончайшей Хиппонии в самой пошлой бульварной газетке нахожу теперь! В маленькую непослушную детку превращают меня "деловые папки солидного вида, приятны на ощупь", а если читаю о "материнских платах нового поколения" - просто хочется плакать... О шершавый язык плаката, телеграфный стиль объявлений - Достоевскому с Акутагавой и не снилась такая гамма всего человеческого!

                     
                     Одиноко
                     и в доме сломалось все.
                     Познакомлюсь с мужчиной...

                                   ("Реклама-Шанс", Знакомства)

                                             
                     Лысоват, худощав,
                     есть место    
                     для встреч...

                                   ("Реклама-Шанс", Знакомства)


                     Перс 
                     голубой, крупный     
                     ждет невест...

                                   ("Реклама-Шанс", Кошки)
 

                     Меняю валенки
                     размер 13
                     на размер 14.5...

    
                                    ("Из рук в руки")

    

                     Бритву опасную куплю...
    
                                    ("Из рук в руки")

Простолюдины пишут такие поэмы сами, будучи стеснены малым размером места для объявления на бесплатном купоне (о великое правило семнадцати слогов, лаконичность восточной поэзии!). Труднее приходится "звездам" и их интервьюерам - как сказать простое и сокровенное в интервью на три полосы? Но на помощь приходят редакторы с обостренным хиппонским вкусом: безошибочно выбирают они цитаты, содержащие самую соль, и выносят их в подзаголовок - остальное, мол, и читать-то и не стоит:

                   
                    Когда Рязанов меня нашел,
                    я носила рваные джины
                    и курила "Беломор"

                        (подзаголовок интервью с актрисой Л.Гузеевой)                          

Это, как говорят, субъективное, частное - лирика. А уж лозунги крупных компаний - просто сплошные коаны, золотой песок вековой мудрости! Так и чувствуешь себя древним ориетналом, чей узкий глаз приоткрыл, просветляя, сам Конфуций:

   
                    сегодня делать то,
                    о чем другие будут
                    думать завтра!

                                       (какая-то инвест. компания) 


                    ключ к твоему успеху
                    представляет
                    нижнее белье, колготки и трикотаж

                                       (какая-то торговая компания)


                    как ни крути,
                    а лучший способ получать зарплату -
                    ЭТО

                                   (какой-то банк, пластиковые карты)            

                     
                    в ваших руках - сила,
                    продлевающая жизнь!

                                        (какое-то лекарство)

    
                    в нашем
                    мире
                    есть 
                    место
                    для 
                    всех
 
                                     (какой-то Internet-провайдер)
 

                    просто
                    оторваться 
                    от земли     

                                     (какая-то транспортная компания)


                    дороже денег -
                    только спокойствие

                                     (какая-то телефонная компания)


                    Порядок
                    бьет 
                    класс!

                                     (какая-то финансовая группа)


                    Идут часы,
                    и дни,
                    и годы...

                                     (какой-то Блок)

Но бывает и наоборот: открываешь не полный лиризма "Калейдоскоп", а журнал заумно-кичливый, важный какой-нибудь "ПУШКИН", да и ищешь - где обещанная попытка "стимулировать представление работающих идей"? Но найдешь вместо этого - ровные кучки нудных "анализов", так пропитанные политикой, как прокладка "ALWAYS без сахара" чем-то ядовито-синим пропитана в соответствующем ролике. Никакой тут свежей поэзии, обломайся, брат Пушкин - запродали и твое имя, тоже сделали марку торговую, бирку скучную, неминучую. Не минутную - но и не вечную! Каюсь, каюсь - и среди слюней этих старческих я нашла-таки себе трехстишие, очень верно описывающее дух журнала - просто вырубила эту чудо-хаечку из статьи литератора-критика с подходящей фамилией Топоров:


                Козинаки в вафельном стаканчике.
                "Знамя" за позапрошлый год.
                Бородатый Пушкин.

                  (из статьи "Коктебель как писательская Каносса")

Только разве смутит эта скука Поколение Кока-колистов? В их руках уже много такого, чего мудрецам и не снилось! Internet - вот орудие твоих ковбоев, сестра моя! Баннер, маленький юркий плакатик, размещаемый на web-страницах - это новое средство передвижения тонких образов. На рекламных плакатах частенько выделятся яркий лозунг; имя фирмы - помельче, в сторонке. А на фантиках-баннерах бирка хозяина зачастую и вовсе отсутствует! Он-то думает - баннер, мол, ссылка: раз картинка кому-то понравилась, то нажмут на нее скорее и пойдут на его страницу, там и имя его сразу узнают. Право, логика идиота! Вот я прихожу в галерею, вот вижу милую глазу картину - да разве буду я в нее пальцем тыкать?! Разве буду смотреть, что за рамой?! Разве брошусь на шею смотрителю зала со словами "Какой ты крутой"?! Так и с баннером - что я, дура? - я же знаю, что это писал-рисовал отдельный художник, а вернее - ты, сестрица, рукой его грязной водила... Так зачем нажимать на ссылку, лучше просто нажать на PRINT, для себя письмо твое распечатать:

                 
                      и из меня сделают
                      много хороших вещей:
                      миску, бубен, палочку для еды... 
 
                                           (чей-то баннер)  
 

                      Если у тебя есть
                      JOYSTICK,
                      сожми его покрепче!

                                           (чей-то еще баннер)          

Снова вижу твои послания - значит, ты по-прежнему с нами, сестрица моя поэзия, принцесса в лохмотьях, состоящая в услужении на самой черной работе - но по-прежнему самая прекрасная в танце. И будешь опять править, когда мы тебя уведем от мачех, насовсем.


                                         Amities, 
                                         Царевна-Л., 18.12.97. 

Прыгнуть назад - в ЛАПЫ ВЕЕРОМ