Однажды поздней осенью Басе скитался по горам на
севере Хонсю. Дела у поэта шли неважно: вот уж неделю Озарение не посещало
великого хайкуиста, и душа мучилась от острой нехватки Дзэна в стареющем
организме. В отчаянии он даже забрался на гору Бандай - но и там, на вершине,
нашел только голую скалу да рододендроны.
Заплакал тогда поэт - и с горя решил перекусить
немного на краю обрыва. Размотал свои фуросики и достал коробочку с суси,
что состряпали поклонники его поэзии, бедные крестьяне из деревушки под
горой.
А надо сказать, что все эти крестьяне в деревушках,
которых встречал знаменитый бродяга, не всегда понимали и любили его стихи,
и далеко не всегда снабжали его чем-нибудь вкусненьким. Вечно это у них
зависело то от времени года, то от урожая, то от того, не случились ли
с ними накануне пожар, цунами или еще какое нашествие саранчи.
А в двух деревнях его даже побили, обозвав лодырем
и попрошайкой, и сломали любимую клюку. С тех пор Басе, перед тем, как
зайти в очередную деревню почитать стихи и покушать, всегда предусмотрительно
прятал самые ценные вещи под каким-нибудь лопухом. Правда, потом иногда
забывал, под каким, - но тут уж сам был виноват и ни на кого не обижался.
Но эти, последние крестьяне оказались особо приветливы,
так как всей деревней напились-наелись по случаю свадьбы дочери деревенского
старосты. Эти добрые пьяные люди насовали поэту полные фуросики оставшихся
после свадьбы сусей, на которые уже смотреть не могли, починили его прохудившийся
сямисэн, на котором сами же потом и тренькали до утра, а также смеха ради
досочиняли его незаконченный цикл стихов, пока поэт спал, усталый с дороги.
Вот смеху-то будет, хихикали шутники: раскроет Басе свои записки в пути
- и ну удивляться: "Когда ж это я столько насочинял?!"...
Так что, когда Басе открыл свое бэнто с аппетитными,
лоснящимися сусями - неcмотря на печаль, душа у него посветлела. Ловко
выхватил он из футляра с кистями любимые палочки для еды - и приготовился
трапезничать.
Да не тут-то было! Откуда ни возьмись налетел порыв
страшного ветра - да ка-ак вырвет одну палочку из цепких басевых рук! И
остался Мацуо Басе с одной-единственной палочкой против восемнадцати сусей...
При этом, заметим, никаких деревьев вокруг не растет,
новых палочек не настрогаешь... А кушать охота - сил нет!
Вот тут-то и осенило великого поэта.
И спросил он себя: а что же такое - захват ОДНОЙ
палочкой?! Двумя - понятно, двумя и дурак сумеет, а как - одной?! Как мудрецу
наесться сусей до отвала с единственной палочкой в бесполезных руках?!?
И не успел он пробормотать еле слышно все эти вопросы
- как тут же вся Природа зашевелилась вокруг, а рододендроны на скале даже
захлопали от восторга своими пухлыми, мясистыми лепестками. И Космическая
Энергия Дзэн стала подхватывать сусю за сусей, обмакивать аккуратненько
в мисочку с соевым соусом, что сжимал он в ладонях, - и запихивать, одну
за другой, поэту прямо в уста!
... Бушевал ураган, пронизывающий ветер грозился
сорвать со скалы одинокую щуплую фигурку, но счастливый и гордый Поэт стоял
на обрыве с горящими глазами, всем стихиям наперекор, - и ловил, ловил
проворными зубами вкусные, жирные суси добрых крестьян деревушки Бандай...
И впервые за много дней и ночей на сердце у него
было тепло и сытно.
Вот так добрый гений и духовная концентрация вновь
победили злую Природу. А приобретенный навык еще не раз пригодился поэту
в его странствиях. Когда очередные глухие к искусству народные массы не
хотели кормить его за поэзию, он быстренько переключался на фокусы с сусями
и прочей снедью - и все равно наедался, хитрец! Со временем, говорят, он
натренировался кушать, вообще не подходя к столу, а к 60-ти годам его "дальнобойность"
достигала уже пятнадцати метров от объекта поедания. С арбузами, правда,
выходили оказии: тяжелые, они так и норовили прервать полет и упасть кому-нибудь
на голову. Но Басе не грустил и постепенно научился обходиться без этой
ягоды в своем рационе.
Со временем слава о его чудесной духовной практике
пересекла океаны, и сам Николай Васильевич Гоголь экстраполировал данный
способ медитации на украинскую почву, создав широко известный сюжет о варениках
в сметане. В ответ на это писатель Акутагава, мстя за сэнсэя, позаимствовал
идею рассказа "Шинель" для своей новеллы "Бататовая Каша", а режиссер Куросава
снял кино про самурайскую жизнь "Идиот". С тех пор все только и спорят,
чья культура первичнее, и даже иногда оскорбляют друг друга.
Но уж мы-то с вами знаем, кто первый начал!